Погода стояла жаркая, но в здании аэропорта, как всегда, было прохладно. Жаль только, присесть было негде, для этого надо было бы оказаться в зоне отправления-прибытия, но без билета туда не попадешь. Поэтому я медленно прохаживался мимо багажных каруселей, иногда поглядывая на появлявшихся возле них людей. То же самое делали и другие встречающие.
Лицо одного из них было мне хорошо знакомо – это был известный телеведущий-интервьюёр. Иногда он на ходу как-будто просматривал газету, хотя на самом деле старался прикрыть лицо от встречных взглядов. Иногда доставал телефон и набирал номер; но разговоров я не слышал. И поминутно смотрел на часы. Вдруг я почувствовал, что он шагает рядом со мной, не обгоняя и не отставая. Я остановился – он тоже. Я повернулся к нему – он молча смотрел на меня.
Тогда я сказал: - Здравствуйте! – Он ответил как-то странно: - Очень хорошо... Вы ведь меня узнали, правда? А я вас не знаю, и не говорите мне, пожалуйста, кто вы.
Это меня обидело. - Разумеется, - пробормотал я, - я не артист, не футболист, не политик, и неудивительно, что вас совершенно не интересует моя персона. – Тут он примирительно улыбнулся, коснулся моего локтя и сказал: - Подождите, не всё сразу. Что вы делаете сегодня вечером? Ничего особенного? Тогда вот вам моя визитная карточка, покажете её у входа в Телецентр, и проходите прямо в студию № 8. Я предупрежу охрану. Только, пожалуйста, не опаздывайте, и главное – приходите, не подведите меня! – Голос его звучал очень искренне. Я кивнул.
- Знаешь, - сказал я жене, когда она отделилась от толпы прибывших и мы обменялись поцелуями, - сегодня вечером мне придется оставить тебя дома одну... – она начала хмурить брови, но я продолжал: - ... зато ты сможешь увидеть меня по телевизору. Этот, интервьюёр, который тебе нравится. Во-во. Он только что завербовал меня в массовку и я не смог ему отказать!
Зал был почти полон. Я нашел себе место подальше от подиума. Вскоре появился ведущий и под вступительные хлопки зала остановился перед столом. – Известнейший артист, обладатель многих Оскаров, снявшийся в более чем...- его слова заглушил гром аплодисментов. Выждав паузу, он продолжал: -... внезапно заболел и, к сожалению, не сможет присутствовать на нашей встрече. Врачи говорят, что приведут его в порядок в течение нескольких дней, и повода для беспокойства нет. Но это стало известно слишком поздно, чтобы можно было сделать изменения в программе. Так что, придется продолжать без него.
По залу пронесся шорох. Ведущий сел на своё место и обратился к залу: - Естественный вопрос: кого будем интервьюировать? Есть ли среди вас кто-нибудь, достаточно известный широкой публике? – Все молчали, пока тихий голос не произнёс: - Кроме вас – никого. – Хорошая мысль: интервьюировать самого себя! - засмеялся ведущий. – Надо будет попробовать. Но не мне, а кому-нибудь из наших юмористов. А сейчас мне не остаётся ничего другого, как обьявить измененное название нашего шоу на сегодняшний вечер: ИНТЕРВЬЮ С НЕЗНАМЕНИТОСТЬЮ!!!
Зал нерешительно зааплодировал, а ведущий продолжал: - Сомневаетесь, будет ли интересно? Ну, закидаете меня тогда тухлыми помидорами. Не взяли с собой? Тогда затопаете меня ногами, освистаете, что-ли. Теперь, выбрать я должен был бы кого-то из вас, и так как я не знаком ни с кем, пришлось бы тыкать наудачу, и кто-то бы засмущался, кто-то отказался, а время идет. И я решил сделать этот выбор заранее, в аэропорту, где я три часа назад безуспешно встречал великого артиста. Я этого человека совершенно не знаю, даже имени, просто попросил его придти сюда к нам. Так всё было? – обратился он ко мне. – Так, - отозвался я с места, - но вы не сказали, что вы собираетесь со мной делать, иначе я бы отказался. – Потому и не сказал, - отозвался ведущий под смех публики. – Прошу прощения, но – уж раз попались, поднимайтесь сюда ко мне.
Делать было нечего, и я очутился на виду у всей... страны? Боже, какой ужас! Ведущий, понимая мое смятение, незаметно подмигнул мне и обратился к залу: - Ну, вы все, конечно, думаете об одном и том же: дурачат нас, договорились. Тогда я спрошу вас: знает ли кто-нибудь этого человека. Никто? Тогда, если мы с ним договорились, кем бы он должен быть? Наверно, артистом или литератором, причем, заметьте - незнаменитым, и подготовиться с ним всего за полтора часа было бы невозможно. Но мы все-таки проверим, ведь нас видят миллионы. Уважаемые работники искусств! Вглядитесь внимательно в этого человека, и если кто-нибудь знает его как артиста или литератора, позвоните нам сразу. Номер телефона на экране.
Ведущий замолчал. Телефон тоже молчал. Чувствовалось, что зал успокаивается. Полегчало и мне. Во мне проснулись любопытство и азарт. - Тогда начнем, - сказал ведущий, поворачиваясь ко мне.
Далее я привожу дословный репортаж, сделанный по студийной видеозаписи. Буква В ознвчает «ведущий», буква Я – это я, буква З – некто из зала.
В: Как ваше имя?
Я: Никак.
В: Эээ, старые детские штучки. Теперь вы ожидаете, что я спрошу, как зовут вашего папу, и вы опять ответите...
Я: Нет-нет, я совершенно серьёзно. У меня нет имени. Оно есть у знаменитостей, они его создают, раскручивают, докручивают ...
В: Ах, вот вы как... Поставлю вопрос по-другому: как к вам обращается жена?
Я: Любимый.
В: А сестра?
Я: Братишка.
В: Крепкий вы орешек. Чувствую, дальше продолжать допрос бессмысленно. Но кое-что мы выудили. Так и запишем: имя – Братишка.
Я: Дааа...тут вы меня подловили. Как в игре «да и нет не говорите». Ну ладно, больше не буду. Спрашивайте, что хотите.
В: Какая у вас специальность?
Я: Я инженер. (В зале раздались лёгкие смешки, я повернулся к публике и с деланной улыбкой несколько раз благодарственно кивнул. Мне зааплодировали). Вот видите, г-н Ведущий, я был откровенен, но все, видно, знают анекдот про учительницу... и вообще...
В: А в какой области вы работаете?
Я: Я специалист по канализации. (Смешков на этот раз не было, но было видно, что многие еле сдерживаются, а тихий голос произнёс: - Отстой...)
Я: Совершенно верно. Отстойники применяются...
В: Я думаю, не надо провоцировать специалиста вдаваться в детали его работы, хотя всё это очень интересно, всё скрыто под землей, но если представить себе, что всё это на поверхности,... что? ...нет, не у нас, конечно, а, скажем, в Париже XVI века. Так давайте поблагодарим нашего гостя... (Его последние слова потонули в аплодисментах, но улыбаться мне совсем не хотелось). Я вижу, девушка в первом ряду хочет задать вопрос, пожалуйста.
З: Скажите, а почему вы выбрали именно эту специальность?
Я: Совершенно случайно. Я вообще-то собирался быть актером, у меня были способности подражать, изображать. Вот я, например, сейчас пройду пару шагов туда-обратно, узнайте, кто это. (Зал одобрительно захохотал). Правильно! Вы ведь на меня не обиделись, г-н Ведущий?
З: Я так и знала, что нас разыгрывают!
Я: Нет, подождите, я еще не закончил. Так вот той весной у нас в городе снимали кино, вернее, отдельные сцены, и, конечно, я всегда там, где они, жадно наблюдаю. Сцена на набережной, у парапета она, стройная, в белом платье, задумчиво смотрит на море. Появляется он, хорошо наглаженный и причесанный, с букетом роз и широкой улыбкой, подходит вплотную к ней. - Стоп-стоп-стоп! - кричит режиссер. – Регина, не надо так сильно опираться на парапет, встаньте прямее, правую руку свободно на парапет. Вы смотрите на море, но вы знаете, что он вот-вот должен подойти, вы волнутесь, но не слишком откровенно. Гриневич, а вы не прите на неё как танк и спрячьте три четверти своей улыбки. Пока вы еще не знаете, как она вас встретит, понятно? Давайте сначала!
В: Интересное кино...
Я: Подождите, я еще не закончил. И так они повторяют много раз, потом режиссер учит Регину, как нюхать розы, потом начинают снимать дубли. И тут Регина срывается: - Не могууу больше нюхать розы! – А дело в том, что накануне в районе прорвало канализацию, и ароматный поток стекал в море совсем недалеко от съемочной площадки. А перейти на другое место они, оказывается, не могли, в других местах пейзаж не тот.
В: И вправду интересное кино...
Я: Канализацию через два дня отремонтировали, но на съемки я больше не ходил. Как-то так связалось это всё вместе - режиссер-кукловод, актеры-куклы, розы необычного запаха – что в актеры мне расхотелось. А вот призвать к порядку канализацию, чтоб текла там, где ей положено – это показалось мне достойным делом.
(В зале воцарилась тишина, молчал и ведущий. Наконец, кто-то тихо произнес: - Браво!)
Я: Спасибо. Мне кажется, сейчас подходящий момент закончить интервью с незнаменитостью. Что там дальше по сценарию? Личная жизнь, увлечения, награды, признание? Я мог бы рассказать кое-что небезынтересное на любую из этих тем, но все эти рассказы от моего лица не взволнуют аудиторию. Почему? Потому что у меня нет лица, так же, как и имени. Лицо – главнейший атрибут знаменитости, именно его узнают, именно его любят. Мало кто понимает, в какие шахматы играет чемпион мира, или какую партитуру исполняет известный дирижер, или как соображает голова великого футболиста в плотной толпе маек и ног. Но лицо знают все и обожают его. Поэтому у меня такое предложение: вернуться к первоначальной программе вечера, а именно – ИНТЕРВЬЮ СО ЗНАМЕНИТОСТЬЮ!!! (Эти слова я произнес, явно подражая Ведущему, чем вызвал улыбки в зале. Но все молчали, включая ведущего. Тогда я продолжил) Как уже было сказано, единственной знаменитостью является г-н Ведущий, вот его мы и будем интервьюировать.
В: И кто же этот «мы»?
Я: Я. Вы мой должник, хитростью заманивший меня на сцену. И теперь извольте платить.
В: Ну что ж, семь бед – один ответ. Валяйте. То есть, начинайте!
Я: Итак, у нас в студии знаменитый шоумен...(долгие аплодисменты)..., но сегодня в необычной для него роли ответчика. Вопрос первый: как вы себя чувствуете?
В: Я уже сказал: семь бед – один ответ. Руководство канала сейчас как на иголках и наверняка обсуждает каким образом меня казнить за всё это безобразие.
Я: Не посмеют! (Я поднял глаза к потолку и повысил голос) Не посмеете! Во-первых, он не виноват в том, что великий артист заболел. Во-вторых, чем бы вы заполнили этот час? Извинениями, а потом чумными клипами или старым фильмом? Спросим зал: вы бы хотели этого? (В зале шум, возгласы –Нееет! Нееет!) Вам, господа, повезло, что у вас на канале работает такая необыкновенная творческая личность. Он не спасовал перед обстоятельствами и нашел нестандартный выход. Просто ему не повезло, что наткнулся на ассенизатора...
З: Нет, всё-таки нас разыгрывают!
Здесь я прерываю репортаж и расскажу концовку своими словами. После моей последней тирады ведущий повеселел, посмотрел на меня чуть ли не с нежностью и сказал:
- Спасибо тебе. Садись рядом, - и затем, обращаясь к залу, - я, пожалуй, действительно проведу самоинтервью, т.е. попросту расскажу вам о себе.
Выходили мы вместе. У выхода нас ожидала большая группа людей, жаждавших автографа. Я скромно отошел в сторону, но несколько человек последовали за мной, протягивая блокноты. После некоторого колебания я начертал на всех «Братишка».
Расставаясь, Ведущий спросил: - Так как, всё-таки, тебя зовут? – Никак, - ответил я шутливо. – Но если действительно захочешь узнать, то на проходной я предъявлял свой паспорт.
Иосиф Бененсон
Ноябрь 2010
No comments:
Post a Comment