Я думаю, многим из вас приходилось слышать рассказы о том, как некто приходит за советом к раввину, человеку мудрому и знающему талмуд, толстую книгу, содержащую ответы на все случаи жизни. Вот одна из таких историй, которая быстро оборачивается анекдотом.
Пришел к раввину молодой человек, он собирался жениться, но не был уверен в своём выборе.
- Рэбе, - сказал он, - она хорошая девушка.
Рэбе заглянул в толстую книгу и сказал: - Женись.
- Но мне кажется, она недостаточно красива...
Рэбе опять заглянул в толстую книгу и сказал: - Тогда не женись.
- Но у неё очень хорошие и состоятельные родители...
... - Тогда женись.
- Но я не уверен, что она меня любит...
... - Тогда не женись...
...и так далее. Постепенно слушателей начинает веселить этот незадачливый парень, не понимающий, что раввин над ним издевается.
Так вот недавно подобная история произошла со мной. Мой хороший приятель живет не так и далеко от меня, но видимся редко, больше перезваниваемся. Выпивать мы теперь перестали, а в шахматы не играем. А тут вдруг он позвонил и сказал, что надо увидеться. Что-нибудь случилось? Отвечает уклончиво: пока нет. Пришел и сразу к делу: - Ну, о всякой ерунде мы с тобой и по телефону наговоримся, а у меня вот что: хочу жениться.
Меня это особо не удивило: жил он один, дети давно взрослые, живут отдельно, а жена уж несколько лет как перешла в мир иной. - Хорошая женщина? – спрашиваю. - Хорошая, -отвечает он. – Ну, тогда женись, - говорю. А он продолжает: - Да, но понимаешь, она...
Я не смог дослушать конца фразы и, не сдержавшись, захохотал навзрыд. Он смотрит на меня недоуменно, и даже с обидой, а я только и могу произнести: - Погоди... погоди... сейчас.. сейчас... Наконец, отсмеялся, вытер слезы и говорю: - Извини, ради бога, просто вспомнил одну историю, вот послушай:
Пришел как-то к раввину молодой человек, он собирался жениться, но не был уверен в своём выборе.
- Рэбе, - сказал он, - она хорошая девушка.
Рэбе заглянул в толстую книгу и сказал: - Женись.
- Но мне кажется, она недостаточно красива...
Рэбе опять заглянул в толстую книгу и сказал: - Тогда не женись.
- Но у неё очень хорошие и состоятельные родители...
... - Тогда женись.
- Но я не уверен, что она меня любит...
... - Тогда не женись...
Смотрю, мой приятель просветлел и начал улыбаться. – Я все понял, - сказал он, - и ты, конечно, думаешь: пришел ко мне убеленный сединами «молодой человек», сам достаточно мудрый по жизни. И он просит меня, как того раввина, помочь ему советом по необыкновенно трудному (если его рассматривать всерьез) вопросу. Но тем не менее – будь добр, выслушай меня, и скажи хоть что-нибудь. Или ничего не говори. Решение я буду, конечно, принимать сам.
Я оказался в затруднительном положении и попробовал обороняться. – Да я не мудрей тебя, - сказал я. – И талмуда у меня нет. И ты, раз уже подумываешь о женитьбе, то, значит, уже присмотрелся к своей пассии, что-то о ней знаешь. А я её не видел, и, по правде говоря, знакомиться с ней заранее не хотел бы, ведь у каждого свой вкус. А то потом могу насоветовать тебе что-нибудь с точностью до наоборот...
Но он не сдавался: - У тебя нет талмуда? За то есть компьютер, и я знаю – ты свободно плаваешь по интернету, в котором всего и обо всем, думаю, куда больше, чем а талмуде. - Ну и что? – озадаченно спросил я. – А ты напиши какую-нибудь программу, я буду давать информацию, а программа где надо поищет, подумает и, глядишь, разрешит мои сомнения. Раз уж ты сам не хочешь.
- «Какую-нибудь программу», - передразнил я его мысленно. – Знал бы ты, о чем говоришь... Но тут мне на ум пришла одна идея, и я ответил: - Ну что ж, ладно, мне на это понадобится дня три.
Программу я написал меньше чем за час, она была элементарна. Просто, она ожидала ввода какого-нибудь (любого) текста, потом делала вид, что думает одну-две-три минуты и, наконец, выдавала на экран одно из сообщений. Например, если я вводил текст нормально, то она сообщала «Тогда женись». Если же я, словно нечаянно, делал лишний пробел перед последним словом, то она выдавала «Тогда не женись». Я предусмотрел и несколько других вариантов на случай непредвиденных ситуаций. Вы, конечно, понимаете, что этим я все равно брал ответственность на себя, как если бы я просто давал совет. Но это теперь было замаскировано: ответы он будет получать не от меня, а от компьютера, читая их на экране.
Через три дня приятель появился у меня и с полуулыбкой на лице спросил: - Ну, как? – Всё, как обещано, - серьёзно ответил я, – пойдем. Я сел за компьютер, он рядом. Я запустил программу и на экране засветились алые вензельные буквы на фоне зеленого газона с пестрыми цветами: «Хочу жениться». – Что это? – спросил он. – Название программы. Можешь начинать свою историю, - ответил я.
Приятель откашлялся, похоже, от смущения, и заговорил: - Вот уже несколько лет, как я живу один, и стала меня навещать мысль: а не жениться ли? Но тут же обычно гасили её другие мысли: А на ком? А на кой? Но недавно познакомился я с хорошей женщиной.
Все, что он говорил, я печатал на экране, прямо у него на глазах. Потом запустил программу на продолжение. Она продумала около двух минут, приятель уже стал вопросительно поглядывать на меня. Наконец, на экране появилось: «Тогда женись». Приятель понимающе кивнул и продолжал: - Но я привык к свободе, спокойствию. А тут в доме начнет мелькать другой человек, со своими привычками, желаниями...
На этот раз программа продумала совсем недолго и ответила: «Тогда не женись». Он опять понимающе кивнул и продолжал: - Но я знаю, что такая женщина – редкость, и если я сейчас не решусь, то потеряю её навсегда.
Программа задумалась надолго. Я спокойно сидел перед экраном, сложив руки на груди, а приятель занервничал. – Почему? - спросил он. Я пожал плечами: - Наверно, твой вопрос не так прост, как тебе кажется. Ну вот, смотри: программа ответила: «Тогда женись».
Приятель вздохнул и сказал: - Но я бы не хотел оформлять брачные отношения, на всякий случай. Тут программа ответила: «Можно жить в гражданском браке». Приятель подозрительно посмотрел на меня и сказал: - Но тогда при какой-нибудь пустяковой ссоре она сможет легко уйти от меня.
Программа быстро ответила: «Тогда женись».
- Но она уделяет многовато внимания своей внешности. - «Тогда женись».
- Её взрослый сын от первого брака как-то косится на меня. - «Тогда женись».
- Она в детстве болела корью. - «Тогда женись», твердила программа.
Последнюю фразу он произнес с улыбкой, потом встал, поблагодарил и ушел.
Дни шли, приятель не объявлялся, и меня не покидало волнение по поводу моей проделки, хотя отвечал я ему совершенно искренне, как сделал бы это и при открытой беседе. Но через месяц он пригласил меня на бракосочетание. Его новая жена мне понравилась, и я немного успокоился. Но только немного, потому что кто знает, как сложится их совместная жизнь?
В какой-то момент приятель отвел меня в сторону и сказал: - Ну признайся, ведь ты меня разыграл? Не знаю, как, но разыграл? – Да нет же, - начал отпираться я, - это всё компьютер, интернет – кладезь мудрости. А впрочем, я лучше расскажу тебе притчу из талмуда.
Женщина родила ребенка и на следущий день умерла. Её муж оказался в отчаянном положении, так как был настолько беден, что не мог ни нанять кормилицу, ни даже купить молока. Он стал молить Бога о помощи и Бог помог: у мужчины появилась грудь и молоко в ней, и он благополучно вскормил своё дитя. Задавался вопрос: почему Бог избрал такой изощренный вид помощи, не проще ли было бы дать бедняку денег? А ответ был такой: у Бога сисек много, а денег нет.
- Смешно, - сказал приятель, - но я ведь спросил тебя всерьез.
- А это и есть всерьез, - ответил я. – Смотри: человек попросил Бога о помощи и тот ему помог. А уж каким способом помог – это его, божье дело.
Иосиф Бененсон
24 июня 2011 г.