Почитатели Аллы Пугачевой знают, что она хорошо играет на рояле и иногда аккомпанировала себе на сцене. Но кто научил её этому – об этом в её биографии (в Википедии) нет ни слова. Мы можем прочитать, что в 1967 году она училась в ипполитовском музыкальном училище, но в этом же году она уже работала концертмейстером в московском цирковом училище, и, следовательно, была хорошо научена до того.
Так вот, в 1956-64 годах Алла Борисовна училась в музыкальной школе-семилетке на Воронцовской улице в Москве, и ее преподавателем была Роза Иосифовна Рюмина, одна из лучших педагогов школы. Я не нашел в сети её фотографий, но у меня есть одна, и я с удовольствием могу вам ее показать: Роза Иосифовна в первом ряду, вторая слева, с букетом на коленях.
Откуда это у меня? Дело в том, что спустя два года после того, как Алла Борисовна окончила эту музыкальную школу, я привел туда своего шестилетнего сына, и он тоже учился у Розы Иосифовны. На этом снимке он крайний слева, в полосатом свитерочке. Естественно, с Розой Иосифовной я был хорошо знаком. Но это все присказка, а теперь – сама сказка.
У Розы Иосифовны две дочери, обе тоже пианистки. Старшую, Таню (ей было тогда лет семнадцать), она однажды привела в свою (нашу) музыкальную школу поиграть на публике, и я при этом присутствовал. Это была хрупкая девушка, почти девочка, и играла она самозабвенно, глядя иногда куда-то поверх рояля и при этом подпевая тоненьким голосом. В зале это не было бы слышно, но в небольшой классной комнате, да еще и в абсолютной тишине, когда – и это было видно – завороженные слушатели старались даже сдерживать дыхание, она производила впечатление ангела, сошедшего с небес. Вот единственный её образ, который мне удалось скопировать в сети (вы скоро поймете, откуда), но он очень хорошо соответствует тому, о чем я говорю:
О ее дальнейших успехах я иногда узнавал от Розы Иосифовны и из прессы, а вы можете прочитать два содержательных абзаца вот здесь, я не буду пересказывать:
http://allpianists.ru/ryumina.html. Однажды она еще раз приходила в музыкадьную школу, более взрослая, уверенная в себе, и вдохновенно исполнила для нас все «Прелюдии» Шопена. А потом, спустя несколько лет, произошла трагедия. Таня осталась жива, но играть уже так не могла, и поэтому ее музыкальная биография обрывается. К счастью, после ее успеха на Шумановском конкурсе ее исполнение было записано на большой диск, и совсем недавно, менее полугода назад, один хороший человек выложил его на Ютюб. Там три отдельных файла, первый под именем http://www.youtube.com/watch?v=4NBc51W0vRY , и исполняет она «Крейслериану» Шумана, необыкновенно тонко и проникновенно.
Но для меня знакомство с Таней Рюминой имело далеко идущие последствия, настолько далеко, что – буквально вплоть до сегодняшнего дня. То ее первое выступление в небольшом классе музыкальной школы произвело на меня столь сильное впечатление, что спустя некоторое время у меня возникло желание написать для нее... музыку. Да-с. Из некоторых моих предыдущих рассказов вы могли узнать, что я не музыкант. Но с нотами у меня все в порядке, гармонии слышу хорошо, и отделаться от этого желания я не мог.
Постепенно в голове стали возникать некоторые мысли, я стал записывать их в свободное время, но дело продвигалось очень медленно. Порой были большие перерывы, потому что я просто не знал, как двигаться дальше. Пьеса небольшая, всего десять страниц, но завершил я ее только через полтора года. Вот начало первой страницы рукописи:
Я сделал копию нот и с робкой полуулыбкой передал ее Розе Иосифовне. При следующей встрече она сообщила мне, что пьеса Тане понравилась, у них были гости, и Таня сыграла ее для них, а потом стала варьировать на тему первой части.
С тех пор прошло около сорока лет. Играл ли мою пьесу за это время кто-нибудь еще? Только один раз, одна из учениц моего сына. И в последние годы мне захотелось «оставить её для потомства» не только на бумаге, а выложив на Ютюб. Для этого потребовалось бы хорошее исполнение и качественная студийная запись, что я реализовать не мог. Был еще один выход: воспользоваться компьютерной композиторской программой. Возможности таких программ удивительны: можно, не отрываясь от компьютера, сочинять хоть симфонию, со всеми инструментами, а если надо – и с хором. И тут же все это прослушивать и легко корректировать, а потом, при необходимости, распечатать партитуру и все голоса для инструментов. Фантастика. Однако, программы эти были довольно дороги.
Но недавно мне позвонил мой товарищ, программист; он сказал, что музыкальные программы сильно подешевели, и указал на одну из них, которая в укороченном варианте (для клавишных инструментов) стóит всего-то двадцать-сорок долларов. Я приобрел ее, подумав, что, по крайней мере, сделаю себе типографского вида нотный текст.
Научиться заводить в программу ноты оказалось не сложно, и играет она всё без единой ошибки, но - совершенно механически. И тембр, конечно, не тот, и отдельные эффекты, которые легко делаются пальцами и педалями, здесь почти не достижимы. Но я, все-таки, повозился с ней, используя имеющиеся возможности, и добился более-менее приличного звучания. Вот оно, можете послушать:
Пожалуйста, не судите меня слишком сурово, помните, что это играю не я на фортепиано, а компьютер... сам на себе.
Иосиф Бененсон
3 февраля 2012 г.
Здравствуйте! Меня зовут Михаил. Я муж родной сестры Татьяны Рюминой.
ReplyDeleteМы с Мариной очень тронуты Вашими теплыми воспоминаниями о Тане.
Напишите мне, пожалуйста, на мой почтовый ящик bmikhailzxz@yandex.ru.
Михаил, я очень рад вашему появлению и ответил вам по указанному адресу.
ReplyDeleteИосиф
Hi,
DeleteIa nie govarie po russki.I live in Paris.
I talked with a friend of mine who is a pianist.
We have listened to Kreisleriana. Amazing !
He wanted to contribute to the funding for Tatiana's records. But unfortunetely, there is only very few money for you project.It's a pity.
Hello, Heraclite:
DeleteYour intention is plausible anyway. You may contact Tatiana's brother in law (her sister's spouse) Michael and discuss with him your choices. His email address you can see in the uppermost message.
Thank you very much for your attention and kindness.
Iosif