Сегодня в Дамаске
и вокруг идет война: многие не хотят долее терпеть нынешнего правителя, а тот
не хочет уходить – ситуация более чем банальная в человеческой истории. А в
начале VIII века Дамаск
переживал мирные годы, будучи столицей халифата династии Омейядов. Несмотря на то, что правители
были мусульманами, они терпимо относились к христианам, а некоторым из них даже
поручали высокие государственные посты. Так, Иоанн Дамаскин (ударение на
последнем слоге), имя которого хорошо известно всем христианским конфессиям, был
министром по сбору налогов.
Иоанн
был человеком творческим и оставил после себя такой фундаментальный труд, как «Точное изложение православной веры», написал ряд церковных проповедей и
канонов. Но одна из его работ - «Три
слова в защиту иконопочитания» - вызвала ярость православного короля соседней
Византии, который в то время был приверженцем иконоборчества. Как гласит
легенда (Википедия), король послал
подложное письмо халифу, сообщая, что Иоанн будто бы предлагал ему помощь в
завоевании Дамаска. Иоанн был
отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была вывешена
на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку
обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед
иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а
проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за
исцеление Иоанн приложил к иконе руку, сделанную из серебра, и новая икона получила потом название «Троеручица». Он написал также посвященное Богородице
песнопение, и не удивительно, что Иоанн Дамаскин был причислен к лику святых.
Легенда, конечно,
интересная, но Алексей Константинович Толстой не собирался использовать её при
написании своей поэмы «Иоанн Дамаскин». Согласно
более объективным источникам Иоанн сам отказался от своей высокой
должности после введения арабского языка в качестве единственного
государственного (до этого был еще и греческий). Но и это не устраивало Толстого,
и он придумал свою легенду, выдвинув на первый план поэтический дар Иоанна и
его стремление к свободе творчества –
тема, проходящая, сквозь всю русскую литературу. Иоанн умоляет халифа дать ему
свободу, чтобы
... он мог в тиши лесной,
В глухой степи, в уединеньи,
Двора волнение забыть
И жизнь смиренно посвятить
Труду, молитве, песнопенью.
И далее:
Величье, пышность, власть и сила,
Все мне несносно, все постыло.
Иным призванием влеком,
Я не могу народом править:
Простым рожден я быть певцом,
Глаголом вольным бога славить!
Халиф в конце концов уступает, Иоанн отправляется в путь и поёт свою
счастливую песнь:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи
тьму,
|
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь
смешать я,
Всю душу вместе с вами
слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и
братья,
И всю природу
заключить!
|
Но не всё гладко
в этой жизни. Иоанн приходит в монастырь, где его с восторгом приветствуют
монахи, до которых уже дошла его слава. Однако, настоятель требует от Иоанна принять
обет молчания, и тому придется провести много дней в тоске и печали. Закончится
же всё хорошо, поможет Богородица.
Я вспомнил об этой истории, прогуливаясь на-днях по узкой тропе среди
нескошенной травы, под голубым небом, по которому плыла стайка нежных перистых
облаков. Я поймал себя на том, что напеваю «Благословляю
вас, леса...», известный романс Чайковского, написанный как раз на эти
стихи. Я знаю его давно, но в этот раз впервые сам почувствовал себя старцем
(да так оно и есть), бредущим по тропе жизни, и слова эти шли словно бы из моей
души.
Послушайте романс «Благословляю вас,
леса» в прекрасном исполнении, и всего вам хорошего!
Иосиф Бененсон
27 мая 2013 г.
No comments:
Post a Comment