Удивительно
нынешнее многообразие различных пород собак: от самых маленьких, умещающихся на
ладони, до самых больших, чуть ли не с теленка; от самых лохматых до совсем
голых; от кипельно-белых до угольно-черных, и так далее по всяким другим
признакам. В Европе, включая Россию, в 2013 году официально регистрировалось
339 пород собак. В странах Америки, Австралии есть ещё и другие породы, так что
общее их число приближается, наверно, к четыремстам. На каждую породу имеется
стандарт, и клубы собаководства внимательно следят за подбором брачных пар и их
потомством, поддерживая параметры стандартов: дефектным щенкам документов,
удостоверяющих породу, не выдают.
У моего Ярви (вы,
наверно, читали одноименный рассказ) были нормальные документы с родословной,
но знатоки, глядя на его фотографию, могут сразу заметить один небольшой
дефект: у него уши стоячие, как у немецкой овчарки, а по стандату у колли кончики
ушей должны быть как бы немного отмороженные, загибаясь вниз. Чтобы исправить
положение, многие владельцы колли, имевших стоячие уши, надевали на их кончики бельевые прищепки, особенно перед выставками.
Но бывают дефекты и посерьезней. В домах, где я тогда жил, была одна
леди-колли, у которой белый воротник с одной стороны не замыкался. Казалось бы,
нет ей пути на выставки и для разведения, но её хозяин постоянно вертелся в
клубе, а на выводке всегда плотно прижимал дефектную сторону к своему бедру,
чтобы не заметили конкуренты. Но это был, конечно, редкий случай.
Почему же вообще
у щенков от обоих чистопородных родителей могут возникать какие-то дефекты?
Дело в том, что несмотря на всё внешнее разнообразие собак, все они имеют один
и тот же биологический паспорт:
Класс –
млекопитающие
Отряд – хищные
Семейство –
псовые
Род – волки
Вид – волк
Подвид – собака
И тогда сразу
становится ясно, что все породы собак были в те или иные времена искусственно
выведены человеком. Продолжается этот процесс и сегодня, и используются для
этого известные приемы: скрещивание и отбор. У некоторых щенков желаемые признаки
выходят наружу, в фенотип, и их оставляют для дальнейшего разведения, но
нежелательные признаки при этом всё равно остаются в генотипе в скрытом от нас
виде, и нет-нет, а в каком-то поколении вылезают наружу.
Если после
первого скрещивания среди щенков есть подходящие, то для закрепления желаемого
признака при дальнейшем скрещивании надо подобрать óсоби, уже имеющие такой
признак, и их очень трудно найти среди неродственников. Поэтому собаководы
используют так называемый инбридинг - скрещивание с близкми родственниками,
например, братьев с сестрами, или родителей с детьми. Результат достигается
значительно быстрее, но и количество брака в потомстве сильно возрастает,
причем существенного брака, в виде различных пороков. Причиной этому является
повышенная вероятность встречи дефектных генов.
У людей
скрещивание с близкми родственниками, называемое кровосмешением, или инцестом,
по этой причине запрещено, потому что если от дефектных щенков избавиться нетрудно,
то дефективные дети, как мы знаем, представляют собой тяжелую проблему.
Ну, а откуда
вообще взялись собаки, или волки, их предшественники? Для ответа пришлось бы
углубиться в густые дебри палеонтологии и теории эволюции, в двух-трех словах
не расскажешь. Но есть и друглй источник, дающий короткие, ясные и определенные
ответы, как раз то, что нам сейчас надо. Вот нужная строка из первой же главы:
25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот
по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это
хорошо.
Узнали, да? Это
Библия, шестой день творения. Сколько именно собак было сотворено, здесь не
сказано, так что сделать какие-либо выволы о их размножении невозможно. Но
очень скоро, уже в главе седьмой, Господь разозлился на людей и утопил их всех
и всех животных в Великом потопе, всех, кроме Ноя с семьёй, которому велел
построить ковчег и взять с собой, как говорят, всякой твари по паре. Точнее эта
строка выглядит так:
2. и всякого скота чистого возьми по семи,
мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
Собака к
«чистому» скоту никогда не относилась, так что действительно после потопа выжила
только одна пара собак: кобель и сука. Дали они первое потомство, а дальше что?
Других-то не было, так что начался самый настоящий инбридинг, который, как мы видим,
есть изобретение не человека, а самого Создателя.
Припоминая
заголовок этого рассказа, вы, наверно, недоумеваете: к чему все эти разговоры о
собаках, когда тема-то совсем другая? Но сейчас, я думаю, вы начинаете о чем-то
догадываться, и мы возвращаемся к шестому дню творения, который был завершен
созданием человека. В Главе 2 разъясняется, как именно он был создан:
7. И создал Господь Бог человека из праха земного,
и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Это пока что
только мужчина. Следом за ним создается женщина:
21. И навел Господь Бог на человека крепкий сон;
и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у
человека, жену, и привел ее к человеку.
Это ключевой
момент: Господь не стал сотворять женщину заново, как мужчину, из праха
земного, он воспользовался готовым живым генетическим материалом мужчины, и что
ему только нужно было сделать, это, как мы сегодня знаем, поменять все Y-хромосомы (которые есть только у мужчин)
на Х-хромосомы, которые тут же рядом имелись в наличии и их надо было просто
продублировать. Но что же получилось? Генетически Адам и Ева оказались братом и
сестрой, и первое же их потомство – Авель и Каин – было результатом инцеста.
Трудно отделаться от мысли, что именно поэтому один из мальчиков оказался с
червоточиной, и едва возмужавши, тут же неспровоцированно убил своего
единственного брата.
Вскоре после
этого «познал Каин жену свою», и где же он её взял? Есть только один вариант:
она была его сестрой. Инцест продолжался, и к чему это привело, читаем в Главе
6:
1. Когда люди начали умножаться на земле и
родились у них дочери,
2. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих,
что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал.
4. В то время были на земле исполины, особенно же
с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они
стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5. и раскаялся Господь, что создал человека на
земле, и восскорбел в сердце Своем.
6. И сказал Господь: истреблю с лица земли
человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных
истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
И как раз здесь
Господь и решил устроить Всемирный потоп. Но прочитаем еще раз эти удивительные
строки: у Бога, оказывается, были сыны еще до рождения Христа. Кто они такие,
никто за много веков так и не сумел толком объяснить – ни еврейские мудрецы, предки
которых это написали, ни отцы христианской церкви. Но за все эти века ни те, ни
другие так и не посмели вычистить эти смутительные строки из Священного
писания, хотя сыны божьи вели себя, мягко сказать, предосудительно. Из текста
следует, что детьми их от земных женщин были исполины - сильные и славные люди,
но Господь и их не пощадил, утопив вместе с остальными.
Что было дальше,
мы уже знаем (Глава 7):
7. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены
сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
По окончании
потопа они же и вышли на сушу (Глава 8), и все началось с начала, опять инцест,
так как других людей не было. Интересна концовка истории со Всемирным потопом,
когда благодарственный Ной устроил жертвенник из мяса и птицы:
21. И обонял Господь приятное благоухание, и
сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека,
потому что помышление сердца человеческого--зло от юности его; и не буду больше
поражать всего живущего, ...
Здесь впервые
появляется намек на первородный грех, но Господь выражается очень аккуратно, он
не применяет понятия «грех», он не винит никого лично. Он говорит: ну что
поделаешь, молодое человечество, и этим фактически признает свою неудачу в
создании совершенных людей. Но, как видим, он не понимал, в чем дело, потому
что второй раз наступил на те же грабли: начал разводить новых людей из
ограниченного пула. Результаты опять были плачевными, что хорошо видно из всей
дальнейшей библейской истории.
Евреи, а спустя
много веков и мусульмане, не замечали, или делали вид, что не замечают
кардинального божьего промаха. Христиане же решили раскрыть проблему и
освободить Господа от всяких подозрений. Блаженный Августин в конце IV века изобрел понятие первородного
греха, переведя всю вину - на кого же? На Адама и Еву, самых невинных существ,
которые едва раскрыли глаза на этот мир, еще ничего в нем не понимая. Откусили
бы они от запретного плода, или нет, с открытыми глазами, или наощупь, но они
вскоре заметили бы интересные детали на своем теле и догадались бы, что с ними
делать. Тем более что Господь велел им плодиться и размножаться. Так вот, оказывается,
ослушавшись Господа Бога, они совершили такой ужасный грех, что он стабильно
передается всем последующим поколениям, вплоть до наших дней. Воистину, Адам и
Ева - злодеи на все времена!? И этим церковь объснила все безобразия истории и
обеспечила себя огромной и постоянной клиентурой, ибо любой встречный –
грешник. Молись и проси прощения.
Мы же с вами теперь
знаем настоящего виновника; однако не будем судить его строго, тем более, что
он открыто покаялся. Похоже, Господь сам был еще молод, и это был его первый
опыт создания вселенной, планеты и живых существ на ней, а дело это непростое.
Так что поможем сами себе улучшить нашу греховную природу. Дело это тоже
непростое, но если просмотреть путь от первобытных людей до наших дней, то
прогресс, все-таки есть, а значит и есть надежда на лучшее будущее.
Иосиф Бененсон
23 февраля 2014
г.
No comments:
Post a Comment